ОЛЬГА ПЕТРОВА |
Ольга Макарычева "Договоримся о встрече". Сборник стихов. Санкт-Петербург. Изд-во "Петрополис", 2001 г., 80 с. Художник - Ян Зрзавый СОДЕРЖАНИЕ "ДОГОВОРИМСЯ О ВСТРЕЧЕ" *** «ЗА СТО ЛЕТ ДО РАССВЕТА» *** "ЗИМНЯЯ СИНИЦА" (из цикла) *** "ОТ ФОНТАНКИ ДО ГАВАНИ" (из цикла) *** "ПЕРВОИСТОЧНИК" *** "ЧЁРНОЕ ПЛАМЯ" *** |
«ЧЁРНОЕ ПЛАМЯ» ** Мне
приснилось чёрное пламя - это чистый психоанализ: чёткий образ
амбивалентный с
повреждённой структурой эго. Мы
едва распрощались с Вами, Вы почти за спиной остались... На пустом
перекрёстке лентой
извивалась метель до неба. Неуверенно
и неловко обозначился снежный улей; расставались почти
бесстрастно, чёрным
пламенем ночь горела. На
автобусной остановке, неуютным скрещеньем улиц ограничив себя,
пространство обживало свои пределы. Я не внемлю советам врачующим. От покоя – избавь и уволь. Подожди, потерпи: я взлечу ещё над умнейшей твоей головой. То цитатой, то дивными фразами обозначить торопишься путь: ты превысил значение разума. Отдохни, успокойся, забудь. И усилием сердца неистовым возвращаю я Солнечный свет… Для тебя в мудрых правилах – истина. Для меня она в том, что их нет. Дни, прожитые в чёрно-белом штиле, сочту за грех; и проколов Адмиралтейским шпилем твой горький век, вычерчиваю на асфальте тенью: «Ну что ж, не верь – имеешь право…» И без сожаленья закрою дверь: дверь – за собой. Я – листьями, я – ветром: ворвусь в зарю… Два вдоха, три секунды, десять метров… б л а г о д а р ю … Я
отвергну «предложенья на блюде», срежу
с жизни этикетки и бирки; напишу
табличку: ВСТРЕЧИ НЕ БУДЕТ, и
усну – как вирус гриппа в пробирке. Я
– фанат литературы английской, всё
линейно: без прыжков и инсайтов! Становлюсь
– ни дать, ни взять – дарвинисткой, и
ищу на полке том о Форсайтах. ** Для фантика ищешь урну. Для бесед – изысканных тем… Сумбурно. Псевдокультурно. И негармонично совсем. *** Уезжаю. Бегу без оглядки. Без намеренья после жалеть. Запах шпал опьяняюще-сладкий ловит в сеть. Сосны, сосны… Сугробы и сосны. Остановка… Другая… Ещё… На девятой я выйду. Как просто! Всё – не в счёт! Достижимыми сделались дали. Копошится ворона в гнезде. Я стою меж двумя городами: я – нигде. Электричка в преддверии ночи отчеканила рельсовый звон… На платформе ларёк заколочен – не сезон. *** «Грубыми средствами не достичь блаженства.» Суть не в том, что не так, а в том, что не то… Из двух категорий смерть – совершенство, смерть, а не то, что после неё или до. Не сберёг от испуга и дрожи, боже… Смертей и любовий – равно пополам. Никто никому ничего не должен: только если захочет сам. «Так не
играют…» А я не играю. В ту ли, в другую сторону – крах. Коль
балансировать строго по краю, - то лишь достойно. Холод в руках, ладони влажны. Не от страсти. От страха. Кроме слов «да» и «нет» – бывают ещё. Нет, я не столько боялась бы краха, но южного ветра… Рука на плечо легла обозначить степень доверья: не более. Тронута. Благодарю. Прямо сейчас превратиться б в деревья – вспыхнуть, сгореть, облететь к ноябрю… Или же в камень: надень меня на руку и кому хочешь на плечи… Груба я для Тебя. Не хватило-то – малого. Очень удобное слово «судьба». Так
научи, помоги, я хотела бы выбрать одно из святых совершенств: обледенеть… Это радость вне тела. И праведный путь к веренице блаженств… Меня ознакомили с тем, что сто лет – это много. Меня убедили, что чувства – непостижимы уму. Провозглашаю: на север моя дорога. Помню: не должен никто, ничего, никому. *** Для
птиц сберегают гроздья рябиновый
вкус тепла. Она,
наконец, ушла, выполнив
Вашу просьбу. Она
ведь была собою – как,
впрочем, и есть теперь. Закройте
дверь за любовью. Закройте
за нею дверь. Она
бы и раньше, если была
б – не белым бела. Вы
– в мягком зелёном кресле. Она
– наконец – ушла. Туда,
где густые ели обнимут
кольцом теней. Вы
этого так хотели: закройте
же дверь за ней. Теперь
ничего не вспомнишь – осенняя
сплошь трава. Она
виновата в том лишь, что
до сих пор жива. Оранжевый
свет в окошке. Рябиной
пылает день. У
Вас на коленях кошка. Уютно.
Тепло. И лень. И
больше ни слова, кроме: закройте
– такой пустяк. Иначе
будет сквозняк. Зачем
Вам сквозняк в доме? *** Закрываешь
глаза и на ощупь прикасаешься
чутко к изломам тёмных
глянцевых листьев монстеры… С
суетой и тоской – много проще, Но
вот нежность… Пространство над домом Птицей
вписано в синюю сферу. А
сценарий всё тот же - всё просто: пригласит
тебя кто-то из бывших. Память
жгут очертания комнат… Ты
ответишь на пару вопросов: «Что
читаешь? О чём нынче пишешь?», вы
обсудите общих знакомых. Убежала?
Спаслась? Путь обратно – две
латинских приставки, не боле, не
ослабят контраст светотени. Только
корень в словах одинаков: анАЛЬГин
– отрицание боли, ностАЛЬГия
– её возвращенье. Благосклонна
к ветрам непогода. Тело
– ёмкость, сосуд, оболочка; и
троллейбус везёт его к дому. В
центре города, жизни и года ты
опять не напишешь ни строчки. А
могла бы – не так… по-другому. Нелинейность
– судьба, а не свойство: разведённых
мостов не минуешь. Где-то
здесь ремонтируют маски… В
сонме смыслов, привычек и тостов из
возможных надежд выбрать ту лишь, что
созвучна несбыточной сказке. Не
опомнится память. Довольно! Отвлекайся
вниманием: дворник соревнуется
с ветром игриво. Ты
спокойна, спокойна, спокойна – как
сгоревшего дерева корни. Ты
умна, не права и красива. И
танцуя, играя, колдуя, отвергаешь
усталость под вечер, но
остаток свечи тает в пальцах… Танцовщица,
актриса, ведунья, обнимая
кого-то за плечи, слышишь
только мелодию вальса. Над
резным силуэтом монстеры упражняются
дерзкие тени; по
ковру воздух ночи струится. Не
мгновенье, а целую эру, в
оболочке, а попросту – в теле, бьётся
сердце не женщины – птицы. Подступивший сентябрь-месяц словно тесто тоску месит; раздраженье – как льда глыба: на безрыбье и рак – рыба. Указать тебе дверь, что ли? Я дарую тебе волю! Я забуду твою слабость и грехов отпущу сладость. Не разбрасывай сплошь клятвы: грош – цена им, замки сняты. Я сундук разберу старый и достану колец пару: брошу в реку с мостов разных – и покой возвращу сразу; и дождём уплывёт в осень
бесконечных надежд просинь. |