Фьеша
Ольга
Петрова
Главная
Стихи
Рисунки
©  Светлана Степановна
Макарычева




Университет Петербурга

Загадка Плуталовой улицы
(Страницы истории Петровской женской гимназии)

Санкт-Петербург
1995



В школе имени Дмитрия Лихачева разбили окна Фонтанка.ру [04/01/2007 23:34]
На первом и втором этажах школы №47 имени Дмитрия Лихачева в Петроградском районе разбиты окна, акт вандализма совершен сегодня ночью. По свидетельству очевидцев, несколько хулиганов в считанные минуты забросали школу бутылками из-под шампанского и скрылись.


Содержание
план
Весь Петербург


гостевая книга    гостевая книга


почта    написать письмо


         
         Любознательный прохожий, прогуливающийся по четной стороне Большого проспекта Петроградской стороны от Ждановской набережной до Карповки, непременно обратит внимание на то, что на его пути повстречалась 21 поперечная улица, что 2О (!) из них нумеруются "правильно", т.е. в направлении от Большого пр. к Малому (приблизительно вдоль течения Малой Невы). И только одна (!) нумеруется в обратном направлении, имя "нарушительницы" - Плуталова улица.
         Плуталова улица проложена в XVIII веке, с 1798 года ее стали называть по имени владельца находившегося здесь питейного заведения (5). А секрет улицы в том, что более 100 лет она не имела выхода на Большой проспект. Начинаясь от нынешнего Чкаловского проспекта, Плуталова улица заканчивалась тупиком примерно на середине между Малым и Большим проспектами.
         И только в 1903 году Плуталова улица была проложена до Большого проспекта. Произошло это при строительстве здания Петровской женской гимназии и доходного при ней дома. В финансовом отчете о завершении строительства отдельной строкой записано, что на прокладку Плуталовой улицы затрачено 3189руб.89коп.
         Со временем Петровская женская гимназия стала 47-ой школой Петроградского района, ее адрес - Плуталова ул., дом 24. Тридцать лет назад я закончила эту школу, и вот теперь мне захотелось сделать ее объектом моего исследования. Поиски оказались очень интересными, в архиве сохранилось много документов, нашлись любопытные свидетельства в старых газетах и справочниках. Я надеюсь, что моя работа дополнит материалы школьного музея.
         

         
         В 1796 году по указу императора Павла I Императрица Мария Федоровна (см. Приложение 1) была поставлена во главе Воспитательного общества благородных девиц; в 1854 году этому Управлению было присвоено наименование "Ведомство учреждений Императрицы Марии". Ведомство занималось институтами благородных девиц, женскими гимназиями и училищами, сиротскими приютами, учебными заведениями для слепых и глухонемых, богадельнями и некоторыми больницами [14]. По традиции Ведомство курировала Императрица.
         В конце 1857 года в Ведомстве начал прорабатываться вопрос об учреждении женских училищ для приходящих девиц. Инспектор классов Павловского института Н.А.Вышнеградский составил проект такого училища. После обсуждения в Главном Совете проект с запиской принца Петра Георгиевича Ольденбургского (см. Приложение 2) был направлен на Высочайшее рассмотрение. 15 марта 1858 года последовало Высочайшее одобрение проекта, и уже 19 апреля в Санкт-Петербурге было открыто первое женское училище для приходящих девиц, получившее название Мариинского. Попечителем стал принц П.Г.Ольденбургский, инспектором - Н.А.Вышнеградский (20).
         В том же 1858 году было открыто еще 3 училища для приходящих девиц по ходатайствам жителей разных частей города, именно по этому принципу они и получили свои названия:
         - Коломенское - 8 октября 1858 года,
         - Васильевское - 1 ноября 1858 года,
         - Петербургское - 5 декабря 1858 года.
         (с 1872 года Петровская женская гимназия).
          До 1875 года было организовано еще 7 таких училищ.
         По Высочайшему повелению 10 ноября 1862 года училища для приходящих девиц были переименованы в "женские гимназии" (П.С.З. №38902) [20].
         Первым попечителем всех гимназий был П.Г.Ольденбургский, а начальником - Н.А.Вышнеградский.
         В первое время главным лицом в каждой гимназии была Главная надзирательница, позже появилась должность инспектора классов.
         Из первого отчета "О состоянии четырех училищ для приходящих девиц в Санкт-Петербурге за 1858 г." [3] мы узнаем, что в конце 1858 года в интересующем нас Петербургском училище было 20 учениц, а к маю 1859 года уже 52 ученицы в трех классах. Штат училища состоял из 4-х надзирательниц и наставниц и 11-ти наставников. Первой Главной надзирательницей была Елизавета Николаевна Львова. Из второго отчета [4] видно, что к 1 января 186О года в Петербургском училище было уже 108 учениц в 6-ти классах.
         В то время училища не имели собственных зданий, и Ведомство снимало квартиры для них, что было дорого и очень неудобно, так как обычные квартиры не были приспособлены к учебному процессу. В 1859 году квартира для Петербургского училища обошлась Ведомству в 1500 руб. и оказалась неудачной по расположению. Вот, что написано по этому поводу в отчете 1861 года [4] :
         "Помещение Петербургского училища близ Троицкого моста в доме Спешнева оказалось весьма неудобным по причине отдаленности сего дома от наиболее населенных улиц Петербургской стороны. Жители Большого проспекта в августе истекшего года обратились с прошением на имя Его Императорского Высочества Принца Ольденбургского о переводе училища из дома Спешнева в более населенную часть Петербургской стороны. Соизволение Его Императорского Высочества последовало 8 сентября, а 8 октября Петербургское училище водворено в новом помещении. Быстро увеличившееся число учениц сего заведения доказало правильность этой меры". К сожалению, в отчете не указан новый адрес училища.
         Жизнь училищ для приходящих девиц регламентировалась тремя основными документами [20], [21] :
         - 26 февраля 1859 года принцем П.Г. Ольденбургским были
         утверждены "Правила внутреннего распорядка Мариинского женского училища";
         - В 1862 году Высочайше утверждены Устав и Штаты женских
         училищ для приходящих девиц;
         - В 1863 году была разработана и Высочайше утверждена "Нормальная табель учебных предметов", которая не обязывала гимназии к неизменному исполнению, а носила рекомендательный характер. (Копию "Нормальной табели..." см. в Приложении 3).
         Правила внутреннего распорядка изложены в 37-ми параграфах , некоторые их положения кажутся и сейчас не просто любопытными, но и полезными. Приведу несколько выдержек.
         В параграфе 8 говорится о том, что наставники должны преподавать так, чтобы не только обогащался ум, но и развивалось чувство. "И в мужчинах одно только знание имеет мало цены, а в женщинах решительно пагубно: оно делает их сухими, надменными эгоистками, неспособными к добросовестному искреннему отправлению тихих семейных обязанностей".
         Очень разумные требования предъявлялись к внешнему виду девочек. Выбор одежды предоставлялся родителям, специальной формы не требовалось, но в параграфе 16 было оговорено, чего не должно быть в одежде:
         "а) того, что несовместимо с детским возрастом и требованиями приличия, б) всего того, что отзывается роскошью".
         По-видимому, позже в эту часть правил были внесены изменения, т.к. на фотографиях начала века мы видим гимназисток в форме.
         Много внимания уделялось физическому здоровью учениц. В параграфе 18 читаем: "В дурную погоду каждая ученица непременно обязана приносить с собою пару чистых сухих чулок, дабы иметь возможность, по приходе в училище, переменить обувь, если бы случилось промочить ноги, идучи туда. Наблюдение за этим важным для детского здоровья обстоятельством возлагается на главную надзирательницу и ее помощниц при содействии женской прислуги училища".
         До прихода детей надзирательница осматривала классы, следила за проветриванием. Температура воздуха в помещении не должна была превышать +12 градусов. "Вообще должно всемерно заботиться о сохранении в классах чистоты воздуха, ибо ничто не вредит в такой мере здоровью детей, как испорченный воздух" (из параграфа 24).
         Интересные соображения содержат параграфы 28-30. Речь идет о том, что "истинный педагогический порядок класса состоит не в мертвой тишине и не в однообразном, неподвижном физическом положении детей", а выражается в доверительных отношениях наставника и учениц, в том, что все дети постоянно неуклонно заняты тем, что составляет предмет объяснений. Отношения в классе должны напоминать семейные.
         В Уставе изложены организационные основы училищ для приходящих девиц [20]. Из интересных моментов хочется отметить следующие.
         В училище принимались девицы всех сословий и вероисповеданий, начиная с 9-ти лет. В приложениях 4 и 5 приводятся статистические таблицы о составе учениц по сословиям и вероисповеданию (данные на 1887 год) (20). Правда, в 1890 году Император Александр III на поданном ему докладе о процентном содержании евреек в гимназиях Ведомства начертал такую резолюцию: "Нахожу совершенно излишним Ведомству учреждений Императрицы Марии принимать евреек в свои гимназии, так как им достаточно места в гимназиях Министерства Народного Просвещения" (8).
         Уроки начинались в 9 часов, продолжительность урока - 1 час с четвертью, ежедневно 4 урока.
         В параграфе 29 Устава определяются финансовые основы существования училищ:
         а) плата, взимаемая с учениц за право пользования уроками;
         б) постоянные или единовременные пожертвования и другие местные пособия;
         в) производимое некоторым училищам ежегодное пособие из сумм Ведомства учреждений Императрицы Марии.
         Почти при каждой гимназии существовало Общество вспомоществования нуждающимся ученицам. Так, на 1887 год в таком Обществе при Петровской женской гимназии состояло членов: - почетных - 21; действительных - 65.
         
         Средства Обществ вспомоществования нуждающимся ученицам складывались из следующих источников:
         а) членских взносов и случайных пожертвований;
         б) вырученных от различных собраний денег (музыкальных вечеров, лекций и т.п.);
         в) процентов с капиталов Обществ.
         Деятельность Общества состояла в том, что оно оплачивало обучение девиц из малообеспеченных семей и выделяло пособия: книгами, обувью, лекарствами и т.д. Нередко состоятельные люди завещали часть своих капиталов на помощь нуждающимся. Долгое время Канцелярию по учреждениям Императрицы Марии возглавлял граф Николай Алексеевич Пратасов-Бахметев, Почетный Опекун, Генерал-адъютант. После его смерти во исполнение духовного завещания Опекунский Совет утвердил положение о стипендиальном капитале имени Н.А.Пратасова-Бахметева (9). По этому положению на доходы с капитала, завещанного графом (110000 руб.), должны были получать воспитание и образование в институтах и гимназиях Ведомства учреждений Императрицы Марии дочери офицеров Лейб-гвардии Кирасирского полка, 10-го Драгунского полка и Астраханского Казачьего войска.
         Как уже было сказано выше, вскоре после учреждения училищ для приходящих девиц была введена должность - инспектор классов. Первым инспектором Петербургской женской гимназии был преподаватель истории и географии Коллежский Советник Иван Осипович Планкель. В 1870 году его сменил Надворный Советник Карл Карлович Сент-Илер. С 1878 года инспектором стал Надворный Советник Александр Николаевич Бетхер, проработавший в этой должности до 1884 года. Сведения за 1885-1893 гг., к сожалению, отсутствуют. В 1894 году инспектором служил Статский Советник Александр Васильевич Юдин. Долго и плодотворно (1895-1909гг.) на этом посту трудился Николай Николаевич Гераков, преподаватель русского языка, с 1908 года - Действительный Статский Советник. С 1910 по 1916 гг. инспектором Петровской женской гимназии был преподаватель истории Статский Советник Петр Михайлович Ивановский [22].
         


         
         В мае 1872 года в Санкт-Петербурге торжественно отмечали 200-летие со дня рождения Петра I. С этим событием связана интересная страничка в истории нашей гимназии.
         Обыватели Петербургской стороны составили адрес (прошение) на имя директора С.-Петербургских и Царскосельской женских гимназий Надворного Советника Ивана Терентьевича Осинина. Текст этого документа мне хочется привести полностью [5].
         "Мы, нижеподписавшиеся родители и родственники воспитанниц вверенной Вам Петербургской женской гимназии, решаемся обратиться к Вашему Высокородию с покорною просьбой исходатайствовать для Петербургской женской гимназии, по случаю предстоящего двухсотлетнего юбилея дня рождения Императора Петра Первого, наименование Петровской женской гимназии. Да осенено будет Именем Великого Преобразователя России учебное заведение, в котором получают образование дочери обывателей самой древней части Санкт-Петербурга, сохранившей еще до ныне много видимых памятников времени Великого Петра и расположенной около Петропавловского собора, где почиют останки Того, чья могучая воля создала на пустынных берегах Невы, столицу Российским Государям!"
         Адрес подписали 76 человек. Многие подписи вполне разборчивы. Среди них:
         военные: вице-адмирал Рудаков и его жена, генерал-майор Фальк, подпоручик Александр Семенов Смарагдов, подполковник Померанцев;
         чиновники, их жены, вдовы, дочери;
         духовенство: Петропавловского Собора Дьякон Иоанн Сперанский, Троицкого Собора Протоирей Алексей Лавровский, - Петропавловского Собора Священник и Законоучитель гимназии Дмитрий Флоринский;
         купечество;
         прочие: Академик Славянский, Кандидат Университета Федор Златоустовский, Учитель пения Подгородинский, С- Петербургский почтальон Ф.Арсеньев.
         И даже саксонский подданный Карл Карлович - фамилию разобрать не удалось.
         Прошение прошло все положенные инстанции. И вот ... "Государь Император ... в 8-й день сего июля Высочайше повелеть изволил: упомянутую гимназию, по случаю совершившегося двухсотлетнего юбилея со дня рождения Императора Петра I, именовать впредь "Петровскою" [5].
         Таким образом, с 1872 года наша гимназия носит имя Петра I.
         
         


         
         В конце XIX - начале XX веков полный курс в женских гимназиях составлял 7 классов, которые нумеровались в обратном порядке: младшие - 7-й класс, выпускницы - 1-й. В зависимости от результатов выпускных экзаменов гимназистки могли получить либо аттестат, либо свидетельство. Лучшие награждались золотыми и серебряными медалями или книгами. Интересно, что городские газеты сообщали о результатах окончания учебного года в гимназиях. Так, в "Петербургском листке" от 22 мая 1903 года (№ 138) читаем:
         "В настоящем году Петровскую женскую гимназию окончили 30 воспитанниц. Из них золотых медалей удостоены: Н.Горшанова и А.Белых; серебряными медалями награждены: А.Линфорс, Л.Петрова и Н.Жданова; книг удостоены: Э.Зандер, М.Сергеева, Н.Жидкова, М.Яковлева, В.Веселухина, И.Рубина, Н.Вашневская, И.Коршун-Осмоловская. Аттестаты получили: ..." Далее перечислены все воспитанницы, получившие аттестаты.
         Окончание гимназии отмечалось очень торжественно. "Петербургский листок" от 24 мая 1903 года (№ 140) сообщает, что "вчера, 23 мая, состоялся ежегодный общий акт всех женских гимназий Ведомства учреждений Императрицы Марии". Торжество проходило в здании Мариинской гимназии, присутствовали Почетный Опекун князь Б.Н.Мещерский, начальник гимназий П.И.Степанов и другие гости. "Перед молебствием св. М.В.Тихомиров сказал прочувствованное слово, обращенное к молодым вступающим в жизнь девицам".
         Наибольший почет ожидал лучших выпускниц: они были приняты Государыней Императрицей в Гатчине. Об этом подробнейшим образом рассказывает все тот же "Петербургский листок" от 25 мая 1903 года (№ 141).
         Лучшие выпускницы всех учебных заведений Ведомства учреждений Императрицы Марии (институтов, гимназий и педагогических курсов) прибыли на Варшавский вокзал, где в парадных залах собрались очень важные особы - Великий князь Константин Константинович, генерал-адъютант граф Пратасов-Бахметев, придворные дамы. Газета приводит полный список с подробным перечислением званий и титулов. Специальный поезд отошел в половине девятого утра в Гатчину, "где прибывших ждали экипажи, присланные от Высочайшего двора". Во дворце к прибывшим вышла Государыня Императрица с приближенными, Ее Величество "изволила обходить окончивших курс", а затем в тронном зале "изволила собственноручно раздавать шифры, золотые и серебряные медали и книги. После раздачи наград состоялся завтрак". "Во втором часу окончившие курс с начальствующими лицами в экстренном поезде вернулись в Петербург". В описанной церемонии принимали участие и выпускницы Петровской женской гимназии. Похоже, традиции возрождаются: теперь выпускники средних школ получают медали на торжественном акте из рук мэра города...
         


         
         Итак, Петровская гимназия существует уже более 40 лет, но своего помещения не имеет. Ведомство снимает квартиры для проведения занятий, что очень неудобно и дорого. Опекунский Совет был серьезно озабочен вопросами строительства специальных учебных зданий, к 1899 году уже были построены здания для Александровской, Литейной и Василеостровской гимназий. И вот на заседании Опекунского Совета 12 февраля 1899 года [1] обсуждается вопрос "о покупке места и для Петровской гимназии, единственной из всех женских учебных заведений, которая носит имя Основателя гор. С.-Петербурга". Подходящим для этой цели оказался продававшийся участок вдовы генерал-майора Шкуратовой на углу Большого проспекта и Бармалеевой улицы под номерами 76 и 78. С этого момента начинается интересная история - строительство собственного здания гимназии.
         Опекунский Совет в заседании от 13 марта 1903 года постановил [1] :
         "1). на участке, выходящем на Плуталову улицу, возвести согласно выработанному проекту здание для Петровской женской гимназии, а на остальном свободном участке, на углу Большого проспекта и Бармалеевой улицы - доходный дом;
         2). на заготовку материалов для означенных построек, а также для начатия подготовительных работ ассигновать 300000 руб. "
         Может возникнуть вопрос: "А при чем здесь доходный дом?" Дело в том, что Ведомство учреждений Императрицы Марии занималось и коммерческой деятельностью. Незадолго до описываемых событий уже был построен доходный дом Ведомства на Смольном проспекте, квартиры сдавались жильцам, в кассу ведомства поступали значительные средства. Доходный дом, построенный при Петровской женской гимназии, благополучно существует и сегодня, адрес прежний - Большой пр., д.76-78. все знают его по магазину "Олимпиец" в первом этаже.
         Для руководства строительством был организован Строительный Комитет из семи человек под председательством чиновника особых поручений при главноуправляющем В.С.Колодяжного. Членами Комитета стали:
         член технического комитета П.Н.Волков,
         чиновник особых поручений К.П . Ободовский ,
         инспектор классов Петровской гимназии Н.Н.Гераков,
         главный бухгалтер С.Л.Семко-Савойский,
         академик архитектуры Г.Д.Гримм,
         младший контролер А.Н.Тучапский.
         Комитет работал до апреля 1906 года, за это время было проведено 164 заседания, протоколы которых собраны в [1].
         Архитектором-строителем сооружаемых зданий был назначен академик архитектуры Г.Д.Гримм.
         Герман Давидович Гримм, сын выдающегося зодчего и педагога Давида Ивановича Гримма, родился в 1865 году. Окончил Академию Художеств, с 1895 года - академик архитектуры. Крупный петербургский архитектор, представитель "неорусского стиля" и модерна, был профессором Института Гражданских инженеров. В советское время - один из пионеров жилищного строительства для рабочих, проектировал жилой массив в Уткиной заводи. Герман Давидович был теоретиком архитектуры и педагогом, имел степень доктора архитектуры, был членом Академии архитектуры СССР. Умер Герман Давидович в 1942 году в Ленинграде. В Приложении 6 приводится список работ Германа Давидовича Гримма. [18].
         Г.Д.Гримм разработал первоначальные проекты гимназии и доходного дома, которые потом дорабатывал. Приобретенный участок имел неправильную форму, и по заявлению архитектора-строителя для более свободного расположения здания гимназии пришлось прикупить к задней части участка небольшое количество земли у соседних владельцев.
         Строительный Комитет учел опыт недавнего строительства доходного дома на Смольном пр. и решил вести строительство "хозяйственным способом", т.е. закупать необходимые материалы из первых рук и заключать договоры на выполнение работ с подрядчиками без посредников.
         Все вопросы решались на конкурсной основе. При выборе поставщика руководствовались прежде всего репутацией человека и качеством его товара. На цену, конечно, тоже обращали внимание и считали каждую копейку.
         Так, например, в конкурсе на поставку кирпича участвовало 8 претендентов. После обсуждения и осмотра образцов продукции было решено поручить поставку двум купцам:
         - 2-й гильдии купцу Готфриду Петровичу Муркену;
         - потомственному почетному гражданину Макару Тимофеевичу Стрелину.
         Старались иметь дело с людьми, уже проверенными в работе. Так, Александр Иванович Верещагин - "известен по работе на Смольном пр. Считается солидным и добросовестным подрядчиком". Ему поручили кровельные работы и выполнение карнизов из оцинкованного железа. Потомственный почетный гражданин Тимофей Григорьевич Волков славился "известной Комитету добросовестностью" (поставка бутовой плиты, земляные работы) .
         Большое внимание уделяли качеству товара. О фирме "Петра Беляева наследники" (лесные материалы, окна и двери) было известно, что она "имеет образцовую сушильню, что очень важно для качества".
         Казалось бы, такой тщательный отбор поставщиков должен гарантировать безупречную работу. Но случались и неприятности.
         Член Строительного Комитета контролер А.Н.Тучапский время от времени докладывал Комитету о замеченных нарушениях. Обнаружилось плохое качество кирпича, поставляемого Стрелиным, известь от купца Генриха Федоровича Финдейзена (при отличном качестве!) доставлялась не в полных кулях. Контролер предъявил также претензии поставщику Волкову, который неаккуратно складывал бутовую плиту (т.е. завышал объем товара).
         Во всех подобных случаях поставщиков вызывали в Комитет и серьезно предупреждали. В случае продолжения недобросовестной поставки Комитет грозил "распорядиться представленным залогом". Дело в том, что при заключении договора между Комитетом и подрядчиком последний вносил в кассу Ведомства залог (обычно в виде ценных бумаг) в обеспечение своих обязательств. После добросовестного выполнения договора залог возвращался. Обычно провинившиеся фирмы приносили извинения, обещали впредь не допускать брака, и дело улаживалось.
         В Строительном Комитете вели строгий учет истраченных средств, берегли каждую копейку. На заседании 31.03.1903 архитектор-строитель Г.Д.Гримм предложил сделать в гимназии и доходном доме гранитный цоколь. Комитет отметил несомненное качество гранитного цоколя, но из соображений бережливости отказался от этого предложения. (Произведенный расчет показал превышение стоимости в 2,5 раза).
         Но не всегда экономические выгоды были главным аргументом в решении вопросов. На заседании 27.03.1903 обсуждались два проекта постройки доходного дома. По одному из проектов предлагалось построить здание в виде прямоугольника, выходящего на Большой пр., Бармалееву и Плуталову улицы с внутренним флигелем и двумя дворами: большим и малым, а по другому - такой же формы здание, но без флигеля и с одним большим двором. Комитет рассудил, что в первом случае образуется узкий двор-колодец, и квартиры, выходящие в этот двор лишаются света. Во втором проекте этого недостатка нет, все квартиры светлые. "При такой постройке дома получается один большой двор шириною в 5 саж. 2 арш., доставляющий много света и воздуха, что, по мнению членов Комитета, представляется весьма желательным, несмотря на то, что при таком размещении уменьшается, по приблизительному подсчету, валовой доход каждого этажа на 390 руб.".
         Подготовительные работы приближались к концу, и пора было приступать к закладке зданий. Это торжественное событие решили приурочить к празднованию 200-летия города - Подготовка к закладке зданий обсуждалась Комитетом на заседании 05.05.1903. Прежде всего огласили сообщение:
         "Государыня Императрица Мария Федоровна 24 апреля сего года Всемилостивейше соизволила на совершение закладки здания для Петровской женской гимназии и доходного при ней дома на Петербургской стороне на углу Большого пр. и Бармалеевой ул.
         № 76-78, 16 сего мая, в день 200 летнего юбилея города С. -Петербурга".
         Далее Комитет постановил:
         - Приглашения на закладку разослать от начальства Петровской женской гимназии;
         - Допустить на церемонию учениц, от каждого класса ;5-6 человек с классной надзирательницей;
         - Молебствие и самую закладку совершить в 2 часа дня;
         - Истратить на церемонию от 500 до 550 руб.
         (В отчете от 27.05.1903 сообщается, что истратили 526р.83к., а 23р.18к. вернули в кассу).
         Петербургские газеты за 17 мая 1903 года широко освещали празднование 200-летия С.-Петербурга, описывались праздничные мероприятия, убранство города. На фоне этих отчетов не затерялось и сообщение о закладке нашей гимназии. Газета "Санкт-Петербургские Ведомости" от 17 мая (№ 132) поместила эту информацию на 4-й странице в разделе "Хроника". Заметка напечатана мелким шрифтом, без указания фамилии автора и содержит не очень правильные сведения:
         "Закладка второго доходного дома Ведомства учреждений Императрицы Марии (угол Большого проспекта и Бармалеевой улицы на Петербургской стороне) состоялась 16-го сего мая в 2 часа пополудни. Дом этот пятиэтажный; в него будет переведена Петровская женская гимназия на 600 учениц, низ дома будет сдаваться под магазины, и, кроме того, в нем до пятидесяти квартир от 6 до 2 комнат.
          Постройку производит профессор архитектуры Г.Д.Гримм. К началу торжества прибыли: главноуправляющий Ведомства генерал-ад'ютант граф Н.А.Пратасов-Бахметев, товарищ главноуправляющего генерал-лейтенант Олив, управляющий делами тайный советник Полозов, многие из почетных опекунов петербургского присутствия, чины канцелярии и приглашенные других ведомств. Закладка была совершена после торжественного молебствия, при хоре певчих. Все рабочие получили по красной рубашке из кумача, и для них был устроен завтрак с водкой и пивом. Вчерне все работы по дому окончатся к сентябрю нынешнего года, а окончательно дом будет готов к весне 19О4 года." После торжественной закладки начались строительные работы. Дело шло быстро, за лето стремились сделать как можно больше. К осени 1903 года оба здания вчерне были готовы, стояли в лесах. Следует отметить, что строительство дома продвигалось быстрее, т.к. была заинтересованность скорее сдать квартиры внаем и получать доход. С гимназией не торопились потому, что срок аренды частного дома на Большом пр., 29, где работала в те годы гимназия, истекал только 1 июля 19О5 года.
         Начало XX века - это время технических новинок, новых материалов и технологий. Новые технические веяния нашли отражение в ходе строительства наших зданий. Строительный Комитет очень основательно подходил к решению принципиальных технических вопросов, приглашал консультантов, вел всесторонние обсуждения. На заседании О1.12.1903 решался вопрос о выборе фильтра для очистки водопроводной воды. Кроме постоянных членов Строительного Комитета, присутствовали приглашенные:
         - доктор медицины Ф.Ф.Лэпчинский;
         - академик архитектуры А.Ф.Красовский;
         - электротехник строительной экспедиции Н.Ф.Савельев.
         Сравнивались очистные фильтры американской системы "Маннинг", представленные торговым домом Э.Л.Лидваль, и фильтры английской системы. Техническую характеристику дал инженер Савельев. Доктор медицины Ф.Ф.Лапчинский оценивал качество очищенной воды, здесь он опирался на результаты анализов, проведенных в доме госпожи Леоновой на Каменном острове, Д-4, где установлены фильтры "Маннинг". В результате обсуждения Комитет сделал выбор в пользу фильтра системы "Маннинг".
         Очень подробно обсуждался вопрос о выборе под'емной машины для доходного дома (ОЗ.05.19О4). Лифт - это дорогая новинка, которая применялась в жилых домах еще не очень часто. Решили установить подъемную машину только в одном подъезде, выходящем на Большой пр. Рассматривали 4 типа машин, консультировались с гражданским инженером Савельевым и остановили свой выбор на фирме Сан-Галли, которая предлагает давно строящиеся в Санкт-Петербурге машины с масляными аккумуляторами, фирма известна с лучшей стороны, "завод солидный и производство русское".
         В это же время в быт Петербурга входило электрическое освещение. При обсуждении вопроса об освещении гимназии Строительный Комитет без сравнительных расчетов остановился на электрическом - "устраняется копоть и духота в классных помещениях, неизбежные при освещении керосином" (0З.05.1904 ). До конкретной реализации дело дошло в апреле 1905 г. К этому времени здание гимназии было полностью достроено, и началось внутреннее обустройство.
         По вопросу электрического освещения была создана специальная комиссия, куда вошли врачи-специалисты М.И.Рейх и П.Д.Энько, чиновник особых поручений по учебной части М. М.Захарченко, электротехник Ведомства, гражданский инженер Н.Ф.Савельев. По согласованию со Строительным Комитетом товарищество "Электрик" оборудовало в четырех классах гимназии 4 разных вида освещения (общее, кабинетное, смешанное, отраженным светом). В присутствии г.Главноуправляющего 4 апреля 1905 года в гимназии были проведены опыты. Члены комиссии сделали замеры освещенности во всех 4-х классах, товарищество "Электрик" приготовило подробный отчет. По результатам проведенных исследований комиссия рекомендовала к использованию вариант IVa с формулировкой: "...устройство освещения отраженным светом по варианту IVa многим сохранит и зрение, и здоровье".
         По этому варианту лампы подвешивались близко к потолку в специальных металлических отражателях, скрывающих их от глаз и отражающих свет на потолок, откуда он разливается по комнате. О серьезности вопроса говорит тот факт, что г. Главноуправляющий доложил результаты опытов Государыне Императрице Парии Федоровне. "Ея Величество в 7-й день текущего апреля месяца Всемилостивейше разрешила при устройстве электрического освещения применить вариант IVa".
         Строительный Комитет поручил работы товариществу "Электрик" (контора товарищества располагалась по адресу Невский пр.,94) И еще маленькая подробность - по желанию Главной Надзирательницы электрическое освещение могли провести и в ее служебную квартиру при гимназии, но за ее личный счет.
         Решая глобальные технические вопросы, Строительный Комитет не упускал из виду и мелочи. На заседании 16.О8.19О4 шел разговор об устройстве звонков в доходном доме.
         Постановили установить:
         - с парадных лестниц - духовые;
         - с черных - обыкновенные, с колокольчиками;
         - к дворникам - такие же;
         - к швейцарам - электрические.
         Почему так? Сегодня затруднительно ответить на этот вопрос. А чего стоит решение о шпингалетах и задвижках от 16.02.1904!
         - в квартирах на Большой пр. - шпингалеты никелированные;
         - в квартирах на Плуталову и Бармалееву ул. - железные
         крашеные;
         - в людских и кухнях - простые железные задвижки.
         Членов Строительного Комите.та волновали вопросы художественного выполнения деталей отделки. Для изготовления железных предметов были задействованы два исполнителя:
         - 2-й гильдии купец Константин Иванович Воронов, который выполнил все кузнечные работы, изготовил железные ворота
         для дома и гимназии, решетки для крыш, каркасы для
         кухонных очагов, пожарную лестницу для гимназии, перила
         для черных лестниц;
         художественно-строительно-слесарный завод "Карл Винклер" Эта фирма славилась изящной отделкой, особой чистотой, художественным исполнением. Завод изготовил перила для парадных лестниц, решетки из кованого железа для трех балконов доходного дома, выходящих на Большой пр. (по рисункам Г.Д.Гримма!), флагодержатели на фасаде Большого пр. Эти изделия можно увидеть и сегодня. Для гимназии завод Винклера изготовил по рисункам Г.Д.Гримма решетки-ограждения батарей в классах и актовом зале.
         Кроме технических вопросов, Строительному Комитету пришлось решать проблемы бюрократические. Еще 13.10.1903 архитектор-строитель Г.Д.Гримм доложил Комитету о том, что "на Плуталовой улице в той части ее, которая имеет быть продолжена до Большого проспекта, не имеется городской канализационной трубы". Комитет постановил - просить Городскую Управу проложить трубу побыстрее, чтобы не задерживать строительство. Но Городская Управа не торопилась с прокладкой. Этот вопрос обсуждался в Комитете 19.0 7.1904 и 23.08.1904, дело не двигалось. 01.09.1904 г - Главноуправляющий распорядился сделать работу за счет Ведомства, а потом взыскать деньги с Городской Управы; к 20.09.1904 работы по прокладке канализационной трубы были закончены. Через год (!) в заседании от О3.10.19О5 опять поднимается вопрос - Городская Управа до сих пор не внесла в кассу Ведомства сумму, затраченную Комитетом на эту работу.
         Вот так, решая большие и маленькие проблемы, Строительный Комитет довел свою работу до конца.
         Доходный дом начал заселяться с сентября 1904 года. Внаем сдавались не только квартиры (их было 47), но и помещения для шести магазинов в первом зтаже центральной части дома, выходящей на Большой проспект. Одну из квартир в новом доме занял архитектор-строитель Г.Д.Гримм.
         Гимназия вступила в строй в июне 1905 года.
         В заседании от 31.10.1905 года приводится полный финансовый отчет о строительстве. Основные затраты таковы:
         - гимназия - 1 97216 руб.55 коп. ;
         - доходный дом - 491 854 руб - 78 коп . ;
         - прокладка улицы - 3189 руб. 89 коп.
         Приведу один отрывок из этого отчета:
         "Петровская женская гимназия заключает в себе следующие помещения :
         1). В подвальном зтаже: котельная, вентиляционные камеры и помещения для топлива.
         2). В I зтаже: вестибюль, две раздевальные, помещение для швейцара, площадка для ожидающей прислуги и комната для родителей, канцелярия с уборной, библиотека и кабинет инспектора, 3 класса, буфетная, квартира Главной Надзирательницы.
         3). Во II этаже: 6 классов, рекреационный коридор, уборная для воспитанниц, комната для учителей с уборною.
         4). В III этаже: 6 классов, рекреационный коридор, актовый зал, уборная для воспитанниц и комната для учительниц с уборною.
         5). В IV этаже и в мансардах: 1 класс, приемная и комната доктора с уборною, 8 комнат для прислуги с уборною.
         Этажи соединены между собой парадной лестницей, ведущей до 3 зтажа, одной парадной до 4 этажа и двумя служебными".
         Копии поэтажных планов гимназии [2] можно посмотреть в приложениях 7-10.
         Пока шло строительство здания руководство гимназии готовилось к переезду и оборудованию нового помещения.
         В апреле 19О5 года на имя г.Главноуправляющего Ведомства поступает записка от начальника Санкт-Петербургских и Царскосельской гимназий об ассигновании средств на переезд и обустройство [6]. В составлении записки принимали участие инспектор классов Николай Николаевич Гераков и главная надзирательница Мария Петровна Васильева. Средства требовались для оборудования нового физического кабинета; рисовального и рукодельного классов; запасного класса (на случай совпадения уроков танцев и пения в один час); приемной для родителей; двух комнат врачебного кабинета; на комплектование библиотеки. Для всех означенных помещений требуются иконы, для актового зала, большего, чем был прежде, требуется икона большего размера. Кроме того, деньги нужны на новые шторы, т.к. окон в новом здании больше, и они большего размера, чем прежде. Необходимо подновить старую мебель, позолотить иконы и рамы у портретов. Не забыта даже такая мелочь раньше расписание прибивалось к стенке, а теперь нужно завести специальную рамку.
         Представленная смета была в основном утверждена, а в мае 1906 года Николай Николаевич Гераков ходатайствовал еще об ассигновании 6ОО руб. на обзаведение нового параллельного отделения I класса (классная мебель и 40 чернильниц по 5 коп.). Ходатайство было удовлетворено.
         Ведомство со своей стороны тоже готовилось к переезду Петровской женской гимназии в собственное помещение. На рассмотрение Сметной Комиссии в заседании ОЗ.О5.19О5 года была представлена записка: "О возвышении платы за учение в Петровской женской гимназии" [7]. Дело в том, что долгое время две гимназии - Коломенская и Петровская - имели плату зэ обучение ниже, чем другие. Причина в том, что эти две части города были менее благоустроены, чем другие, и население соответственно было победнее. Но вот 4 декабря 1898 года последовало распоряжение Опекунского Совета о повышении платы в Коломенской гимназии, "ввиду заселения Коломенской части не менее состоятельными людьми, чем прочие части столицы", с 9О руб. до 1ОО руб. со всех вновь поступающих учениц. А теперь встал такой же вопрос и в отношении Петровской гимназии. В записке указываются две причины повышения платы:
         - увеличение доли зажиточных людей среди населения Петербургской стороны;
         - переезд гимназии в новое здание.
         Приведу несколько отрывков из этой записки [7].
         "Таким образом, до последнего времени было сделано исключение лишь для Петровской женской гимназии, ввиду того, что по случаю необычайного возвышения цен на квартиры, Петербургская сторона, где помещается Петровская женская гимназия, вследствие несколько меньших сравнительно с прочими частями города цен на квартиры, заселена была бедными служащими. Ныне, ввиду окончания постройки Троицкого моста и предстоящей в ближайшем будущем постройки постоянного Дворцового моста, цены на квартиры на Петербургской стороне повысились, и эта часть города быстро заселяется зажиточными людьми. Таким образом, причины низшей сравнительно с прочими С.-Петербургскими женскими гимназиями платы за учение в Петровской женской гимназии отпадают сами собой."
         "...предстоящим летом Петровская гимназия переходит в собственное здание, которое отвечает всем современным требованиям гигиены и педагогики, как то: водяное отопление, центральная вентиляция, электрическое освещение, светлые коридоры и классы."
         "Кроме 14 классных помещений для двойного комплекта (560) учениц, имеются еще классные помещения для рукоделия, рисования, физический класс и класс музыки и танцев."
         "Ввиду изложенных соображений, ныне, по распоряжению г. Главноуправляющего, на уважение Опекунского Совета вносится вопрос о возвышении платы за учение в Петровской женской гимназии с 90 руб. до 100 руб. в год."
         Сметная Комиссия записку одобрила, и с нового учебного года (1905-1906 г.г.) плата за учение была повышена с 90 руб. до 100 руб. в год (но это относилось только к вновь " поступающим ученицам ) .
         Итак с июня 1905 года началась жизнь Петровской гимназии на новом месте.
         


         
         После революции 1917 года гимназии прекратили свое существование, вместо них появились учебные заведения с новыми названиями, но ШКОЛА в высоком смысле слова никогда не покидала уютный дом на Плуталовой улице. Здесь всегда работали прекрасные учителя, здесь всегда хорошо учили. В разные времена школа была то чисто женской, то смешанной.
         С 1918 г. до 1930 г. школа носила название - единая трудовая N 190. В 1930-1931 г.г. - ФЗС - фабрично-заводская семилетка. После этого - школа N 6 Приморского района. С 1941 г. - школа N 47.
         Школа работала в блокаду... Об этом времени нужно рассказывать отдельно. В школьном музее я видела почетную грамоту, нарисованную руками учителей, которые изо всех сил старались поддержать жизнь в этих стенах. И дети учились, писали контрольные, в военные годы были выпуски. Указом от 31 декабря 1945 года 47~й школе было присвоено имя К. Д. Ушинского - за работу в блокадном городе, за успехи в обучении.
         В разное время здесь учились внучка Н.Г.Чернышевского и дочь академика И.П.Павлова. В 1923 г. школу закончил Д.С.Лихачев. В выпуске 1926 г. - писатель В.Поляков, позднее написавший книгу "Моя 190-ая". В школе учились - дирижер Карл Элиасберг, балерина Татьяна Вечеслова, скульптор Вера Исаева (автор памятника Мать-Родина). Нашу школу закончили доктор философии Карсэевская, доктор исторических наук Дьяконов, академик Соболев.
         В 70-е годы школьная команда (капитан Александр Друзь ) стала победителем городского конкурса "Ты - Ленинградец".
         
         Невольно в голову приходит мысль о некоем добром гении, хранящем в школе необыкновенную атмосферу, в которой раскрываются все способности человека.
         
         В заключении мне хочется сказать несколько слов о школьном музее. В конце 6О-х годов директор школы Яков Петрович Алексеев обратился к выпускникам разных лет с предложением собрать материалы о жизни школы. Люди откликнулись, стали присылать фотографии, книги, свои записки. Все материалы принимаются с благодарностью и бережно сохраняются.
         Собранные материалы можно попытаться классифицировать:
         
Фотографии.

Здесь можно увидеть фотографии выпусков,самая ранняя относится к 19О5 году; фотографии отдельных выпускников, преподавателей. Сохранилась фотография
последнего инспектора классов Петровской женской гимназии Петра Михайловича Ивановского.
Письма выпускников
.
         
Книги с дарственными надписями выпускников.
В отдельном шкафу хранятся книги Д.С.Лихачева, В.Полякова, Т.Вечес-ловой и других.
         
Воспоминания.
Самые ранние относятся к 1915 году.
         -
Ведомости, аттестаты об окончании гимназии и школы разных лет.
         -
Стихи, поэмы, посвященные родной школе
.
         - Большую ценность представляют материалы о блокадной жизни школы. Среди них - почетные грамоты (рукописные и
печатные); аттестат об окончании школы 1943 года; письма выпускников с фронтов; контрольные работы 1942 года; воспоминания учителей и учеников о блокаде; сочинения ребят, написанные в день снятия блокады; списки учителей и учеников блокадной поры.
         Много лет музейными делами занимается учительница французского языка школы Валерия Николаевна Пашинова, которая бережно собирает и хранит свидетельства школьной истории, поддерживает связи с выпускниками. Не угасает старинная традиция каждый год 14 февраля выпускники собираются на вечер встречи.
         Беда школы в катастрофической нехватке места, нет возможности достойно развернуть материалы. хорошо показать. Большая часть хранится в папках, шкафах. Хочется надеяться, что произойдет чудо, и у музея появится свое помещение.
         Я желаю своей школе долгих лет счастливой жизни.

        Приложение 1
    Мария Федоровна (1759-1823), урожденная принцесса София-Доротея-Августа-Луиза Вюртембергская. Повенчана с великим князем Павлом Петровичем 26 сентября 1776 года; с 6 ноября 1796 года - Императрица Всероссийская. Руководила "Воспитательным обществом благородных девиц" и Воспитательными домами Санкт-Петербурга и России. Учредила Ведомство для поощрения женского образования. После смерти мужа организовала широкую сеть благотворительных учреждений в Санкт-Петербурге и России, жертвовала значительные суммы на благотворительность, воспитание сирот и брошенных детей [16] .
        Приложение 2
    Принц Петр Георгиевич Олъденбургский (1812-1881), сын принца Петра-Фридриха-Георга Ольденбургского и дочери Павла I Великой княжны Екатерины Павловны. Был вызван Императором Николаем I в Россию и 1 декабря 1830 года зачислен нэ действительную службу. Был близким другом наследника Александра Николаевича, позже императора Александра II. С 1834 года - сенатор, с 1836 года - член Государственного совета, с 1844 - председатель Опекунского совета Санкт-Петербурга, с 186О года - руководитель всех благотворительных учреждений Ведомства Императрицы Марии. Один из замечательнейших просветителей, председатель учрежденного по его инициативе Главного совета женских учебных заведений и Педагогических курсов. На свои средства строил дома для училищ и покупал для них оборудование. Выделял значительные суммы для постройки и финансирования деятельности больниц, гимназий, общин сестер милосердия, детских приютов.
    В 1889 на Литейном проспекте ему был установлен памятник: "Просвещенному благотворителю", уничтоженный после революции. [16]
Приложение 3
Нормальная табель уроков женских гимназий
нормальная табель уроков женских гимназий
Приложение 4
Ведомость о числе и процентном отношении учениц по сословиям
Ведомость о числе и процентном отношении учениц по сословиям
Приложение 5
Ведомость о числе и процентном отношении учениц по вероисповеданию
о числе и процентном отношении учениц по вероисповеданию
Приложение 6
Список работ Академика архитектуры Германа Давидовича Гримма
Список работ Г.Д.Гримма
Приложение 7
Петровская женская гимназия. I этаж
план 1-го этажа
Приложение 8
Петровская женская гимназия. II этаж
Петровская женская гимназия. II этаж
Приложение 9
Петровская женская гимназия. III этаж
Петровская женская гимназия. III этаж
Приложение 10
Петровская женская гимназия. IV этаж
Петровская женская гимназия. IV этаж
  • 1. "Журнал Строительного Комитета по постройке Петровской женской гимназии и доходного при ней дома". РГКА, ф.759, оп-81, д.24, 19ОЗ г.
  • 2. "Поэтажные планы Петровской женской гимназии". РГИА, ф.759, оп.82, д.27, конец 19 в.
  • 3. "Отчет о состоянии Училищ для приходящих девиц в С.-Петербурге". РГИА, ф.759, оп.22, ед.хр.365.
  • 4. "Отчет о состоянии Училищ для приходящих девиц в С.-Петербурге за 1859 г." РГИА, ф.759, оп.22,ед.хр.199.
  • 5. "О переименовании Петербургской гимназии в Петровскую." РГИА, ф.759, оп.22, ед.хр.1969.
  • 6. "Об ассигновании Петровской женской гимназии кредита в 60О руб. на омеблирование нового параллельного отделения при 1 классе гимназии". РГИА, ф.759, оп.26, ед.хр.114О.
  • 7. "О возвышении платы за учение в Петровской женской гимназии". РГИА, ф.759, оп.27, ед.хр.17.
  • 8. "Резолюция Александра III (копия) о запрещении принимать евреек в гимназии Ведомства учреждений Императрицы Марии и справка о количестве евреек в этих гимназиях в 191Ог." РГИА, ф.759, оп-99, д.Ю, 191О г.
  • 9. "Положение о стипендиальном капитале имени Н.А. Пратасова-Бахметева (копия)." РГИА, ф.759, оп.99, Д.14, 1914 г.
  • 10. Газета "Петербургский листок" N138, 19ОЗ г.
  • 11. Газета "Петербургский листок" N14O, 1903 г.
  • 12. Газета "Петербургский листок" N141, 1903 г.
  • 13. Газета "Санкт-Петербургские ведомости" N132, 19ОЗ г.
  • 14. БСЭ, третье издание, том 4.
  • 15. К.С. Горбачевич, Е.П. Хабло "Почему так названы",
  • Лениздат, 1985.
  • 16. С.Шульц мл. "Храмы Санкт-Петербурга." Издательство "ГЛАГОЛ", Санкт-Петербург, 1994.
  • 17. "Атлас тринадцати частей С.-Петербурга с подробным изображением набережных, улиц, переулков, казенных и обывательских домов." Составил Н.Цылов, 1849 г.
  • 18. "Архитекторы-строители Петербурга-Петрограда начала XX века". Каталог выставки, Ленинград, 1982,
  • 19. "Справочники по истории дореволюционной России". Библиографический указатель под ред. П.А. Зайончковского. Издательство "Книга", М., 1978.
  • 20. "Памятная книжка С.-Петербургских и Царскосельской женских гимназий". Составлена помощником начальника С.-Петербургских женских гимназий А.Н. Бетхером. СПб., 1888 г.
  • 21. "Учебные заведения Ведомства учреждений Императрицы Марии - Краткий очерк." СПб., 19О6 г.
  • 22. "Адрес-календарь". Общая роспись начальствующих и прочих должностных лиц по всем направлениям в Российской империи. 1859-1917 г.г.
  • 23. "Весь Петербург". 1895-1917 г.г.
гостевая книга
гостевая
книга
почта
написать
письмо
наверх
наверх
Hosted by uCoz